Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне самому сделать это – и я пойму

Китайская пословица

 

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей – задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научного потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одарённых детей. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей – трудная и широкомасштабная задача.

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы – урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Для  полного раскрытия таланта ребенка, необходимы кардинально новые технологии в образовании.

В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления.

   ТРКМ  разработана в конце ХХ века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), синтезированы идеи и методы    технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего

   обучения.

    Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 Что такое  «критическое мышление»?

  • Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт;

  • Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;

  • Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;

  • Мышление рефлексивное

Цели ТРКМ:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

  • Развитие таких базовых качеств личности ,как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

  • Развитие аналитического, критического мышления.

  • Формирование культуры чтения.

  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и   самоорганизации.

   Основная идея ТРКМ - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Особенности технологии РКМ

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

  • Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и   обучаемыми.

    Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

   Формы урока ТРКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

    ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов:

   -стадии вызова,

   -смысловой стадии и

   -стадии рефлексии.

На стадии вызова, когда необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания  в связи с изучаемым материалом, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу использую стратегии «Рассказ –предположение по ключевым словам», «Перепутанные логические цепочки», «Верные или неверные утверждения», «Корзина идей», «Древо предсказаний», таблица «ЗХУ».

На фазе реализации надо помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал, соотнести старые знания с новыми. На помощь приходят стратегии:  «Кластер», «Ромашка вопросов», «Толстый и тонкий вопросы», «Фишбон», «Чтение с остановками», «Инсерт», «Шесть шляп».

На стадии рефлексии учащимся надо самостоятельно обобщить изучаемый материал, выработать собственное отношение к изучаемому, самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении, выявить ещё непознанное .

В этом мне помогают такие приёмы, как : составление синквейна, организация устной и письменной работы «РАФТ», творческие работы учащихся, продолжение работы по таблице  «ЗХУ».

 

Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить  понятия и оперировать ими;

  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

  • Развитие умения анализировать полученную информацию

.

       

Примеры приемов используемых на стадии вызова.

 

«Рассказ- предположение по ключевым словам»

Прошу ребят составить рассказы –предположения. О чём тема сегодняшнего урока?

 Пример. «Крестьянская реформа 1861 года» урок истории в 8 классе, предложив ключевые слова:

  • Уставные грамоты

  • Выкупные платежи

  • Временообязанные крестьяне

  • Отрезки

 

«Верные и неверные утверждения»

Каждый ученик себе выписывает в первый столбик номера тех утверждений, с которыми он согласен, а во второй столбик – номера тех, с которыми он не согласен.

Пример. После ознакомления с произведением каждый ученик для себя определяет в чём он был прав, в чём сомневался, во что не верил. Важно спросить у ребёнка почему он не верил и изменилось ли его мнение теперь.      «Крестьянская реформа 1861 года» урок истории в 8 классе,

Верите ли вы, что:

1) крестьян освободили бесплатно

2) государство заплатило за них часть суммы

3) крестьяне стали равноправными гражданами общества

4) все помещики осознавали права крестьян, и отпустили их без возмущений

5) некоторые помещики участвовали в разработке реформы

6) царь был против отмены крепостного права

 

«Древо  предсказаний»

Помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Ствол – это тема, ветви – предположения, листочки – аргуметы и факты, собранные в пользу каждого предположения. Некоторые предположения могут остаться без подтверждения.    

Пример. «Гражданское общество и правовое государство» урок в 10 классе по обществознанию.

Был задан вопрос: «Какое государство принято считать правовым?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: верховенство право, разделение властей и т.д).

 

«Понятийное колесо»

Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример. Понятийное колесо на уроке обществознания в 10 классе.

Тема «Источники права»

 

 

Таблица          «Знаю - хочу узнать - узнал»

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.        

 

Прием “Корзина идей”

 

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Урок истории в 6 классе.

 

     

 

 

Примеры приемов используемых на стадии реализации.

                                                             

«Фишбон»

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)).

  Такой вид диаграмм позволяет  проанализировать причины событий

  более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями    проблемы

Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone».

Как известно любая проблема начинается с головы.

  • помещаем нашу проблему в голову рыбы.

  • на верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют.

  • хвост рыбы – вывод.

  • Главное  при решении проблемы: найти причинно-следственные связи, ответить на вопросы “ПОЧЕМУ?”

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Кластер.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Урок в 7 классе по обществознанию. Тема «Обмен, торговля, реклама»

 

 

Прием «Инсерт»

Многоуровневый анализ исторических документов. Обычно при работе с документами встречаются задания, которые направлены на чтение и выборочный пересказ источника. В основе моей работы лежит идея многоуровневого анализа документа.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

 

 

Примеры приемов используемых  на стадии рефлексии.

 

«Синквейн».

Составление синквейна

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Синквейн по теме Екатерина II

 

 

Приём РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любая историческая личность)

А – аудитория (кому вы будете писать – потомкам)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Описание жизни»

Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени любой исторической личности, и предназначен он будет для ваших потомков, жителей 21 века.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

Урок истории в 6 классе. Обращение князя Владимира к потомкам

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now